Васильев Борис Львович

Васильев Борис ЛьвовичВ 1941 году Борису Васильеву было всего семнадцать. Ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.

В 1969 году Б. Васильев написал повесть «А зори здесь тихие...». В 1972 режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Васильева. С тех пор из года в год 9 мая миллионы зрителей с замиранием сердца смотрят фильм, который вызывает чувство боли и стыда, сочувствия и гордости, страха и отчаяния.

«Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чем-то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу». – так говорит Борис Васильев.

Автор повести и режиссер фильма прошли этот долгий путь сами, и я думаю, что целью их было показать не саму войну с миллионами смертей, а то, как погибает каждый человек в отдельности. Как умирает душа, рушатся надежды, ломаются судьбы.

Кинорежиссер Станислав Ростоцкий знает героев в лицо, и тех самых девчонок, которым еще не успело исполниться двадцать. Тех, кому судьбой предписано своей красотой сводить мужчин с ума, кружить голову, рожать детей, проявлять заботу, быть милосердными… А они? Они – добровольцы, со школьной скамьи ушедшие на фронт. Туда, где брат, отец и муж, - помогать им, защищать, закрывать от осколков.

Ведь на войне убивали не только мужчин – защитников Родины, но и женщин, и детей, и стариков. Война безжалостна, она нарушает все законы человечества, законы природы. Война совершает преступление против личности, против жизни, против всего живого.

Самого Ростоцкого от смерти спасла именно медсестра, которая вытащила его раненного с поля боя и пронесла несколько километров на руках. Ей он и посвятил эту картину, которую она, увы, не увидела.

«Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род, – Ростоцкий объяснял, что каждый мужчина должен был зарыдать, увидев, какая красота погибла. Как пять девчонок, только-только научившиеся держать в руках оружие, могли противостоять отряду фашистов? Только ценой собственной жизни. Недолюбившие и недожившие, потерявшие там, на поле боя возможность выжить и осуществить свою мечту, познать себя, стать чьей-то женой и мамой. Стать не просто женщиной, погибшей на фронте, а родной, любимой, единственной. Их жизни унесла жестокая война, смешав чистоту девичьей души с болотом, кровью на земле и страхом в глазах.

«Когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимания на его главную идею. А она заключается в центральной фразе картины: "На таком-то фронте ничего существенного не произошло...". Мы не раз ее слышали по радио. Она звучит и в картине, но звучит для того, чтобы сказать: «Да, конечно, ничего существенного не произошло, но шесть прекрасных людей погибли».